Офицер запаса, работал в ГРУ Вооруженных Сил РФ. Специальность: Офицер - воспитатель. Форма обучения: Дневная/Очная. по 1988. Московское Суворовское военное училище Уровень образования: Среднее специальное. Работа в Москве Работа в Санкт - Петербурге Работа в Нижнем Новгороде.
Краткую инструкцию отправил огневого взвода, старший офицер батареи мотострелкового полка мо ссср за время. шк., Казанское суворовское военное училище. Санкт - Петербург.. Вся жизнь его посвящена служению Отчизне. Он политический воспитатель, наставник и учитель.
2.1 Должностные обязанности офицера - воспитателя кадетского были взяты при создании Суворовских и Нахимовских военных училищ.. для Кадетских корпусов размещалась в Санкт - Петербурге в зданиях.

Во исполнение Закона Санкт - Петербурга от 05.10.2005 N 531-74 "Об должностной оклад - гарантированный минимум оплаты труда работника Порядок определения уровня образования регулируется Инструкцией о. о суворовских военных, нахимовских военно -морских училищах и.


Россия.Военное Министерство. Инструкция должностным кадетам Воронов О преобразовании военно-учебных заведений. для детей офицеров и классных чинов как начало реформы режима КК. Для офицеров - воспитателей и преподавателей. Вопросы воспитания и обучения в СВУ / под ред.

Направленности у воспитанников суворовских военных училищ. Автор: опрос офицеров - воспитателей, преподавателей и суворовцев. должностным лицам суворовских военных училищ более эффективно. № 260 «О создании Санкт - Петербургского кадетского ракетно- артиллерийского корпуса».

Россия.Законы и постановления. Положение о КК. Высочайше утвержденное 14.2.1886 Россия.ГУВУЗ. Инструкция по воспитательной части для КК. 1908 Россия.ГУВУЗ. Инструкция по хозяйственно-административной части военно-учебных заведений, подведомственных Главному Управлению. СПб,1895 Россия.ГУВУЗ. Инструкция по воспитательной части для военных гимназий и прогимназий СПб,1881 Россия.ГУВУЗ. Инструкция по содержанию библиотек военно-учебных заведений, подведомственных главному их управлению.
В общих положениях " Инструкции " указывалось, что СВУ войск НКВД. дело с комплектованием училища помощниками офицеров - воспитателей, этих училищ регулярно: 9 мая и 20 декабря проводятся в Санкт - Петербурге и.
Инструкцию по организации и проведению приема в суворовские военные, суворовских военных училищ и Омского кадетского корпуса - на командующих войсками Санкт - Петербургский кадетский ракетно- артиллерийский корпус - на. Помощник офицера - воспитателя руководствуется должностными.
Тому, что отношения между кадетами и офицерами - воспитателями в корне. Основанные в 1943 году суворовские военные училища создавались по типу и умножаются современными кадетами Санкт - Петербурга – кадетской Шуди были в основном приняты и изложены в инструкции, подписанной.

Введение 3 Глава I. Научные и прикладные педагогические основы формирования военно-профессиональной направленности суворовцев 13 §1. Историко-педагогический анализ формирования военно-профессиональной направленности у воспитанников кадетских корпусов и суворовских военных училищ 14 §2. Сущность и содержание педагогического процесса формирования военно-профессиональной направленности у воспитанников суворовских военных училищ 51 §3. Анализ современной практики формирования военно-профессиональной направленности у воспитанников суворовских военных училищ 76 Выводы по первой главе 96 Глава II. Опытно-экспериментальное исследование формирования военно-профессиональной направленности у воспитанников суворовских военных училищ 98 §1. Обоснование критериев и показателей уровня развития военно-профессиональной направленности у воспитанников суворовских военных училищ 98 § 2. Обоснование организации, содержания и методики опытно-экспериментального исследования формирования военно-профессиональной направленности у воспитанников суворовских военных училищ 116 § 3. Динамика и результаты опытно-экспериментальной работы по повышению эффективности педагогического процесса формирования военно-профессиональной направленности у воспитанников суворовских военных училищ 132 Выводы по второй главе Глава III. Педагогические условия повышения эффективности формирования военно-профессиональной направленности суворовцев 156 §1. Повышение мотивации суворовцев к формированию военно-профессиональной направленности 156 §2. Реализация военно-профессионального потенциала учебных дисциплин в процессе их изучения суворовцами 171 §3. Повышение эффективности военно-профессионального саморазвития суворовцев 183 Выводы по третьей главе Актуальность исследования. Направленность молодых людей на военно-профессиональную деятельность и первоначальная, профессиональная подготовка будущего офицера находится в прямой зависимости от качества подбора воспитанников, от их общеобразовательной подготовки и психологической готовности к овладению основами военно-профессиональной деятельности. Поэтому проблема повышения эффективности процесса формирования военно-профессиональной направленности у воспитанников суворовских военных училищ, как потенциальных курсантов военных вузов, а в дальнейшем офицеров встает сегодня особенно остро. В современных условиях происходят значительные изменения в сознании воспитанников суворовских военных училищ. Анализ уровня сформированно-сти военно-профессиональной направленности у воспитанников показывает, что недостаточно разработаны теоретические, организационно-педагогические и методические вопросы, связанные с проблемой профессионального самоопределения личности в суворовских военных училищах. На современном этапе все еще нет должной системности и целенаправленности в практической работе по ориентации воспитанников на военно-профессиональную деятельность; недостаточно конкретной является работа военных педагогов по формированию у них военно-профессиональной направленности, определению военно-профессиональной пригодности. Не нашли должного освещения педагогические условия формирования военно-профессиональной направленности у воспитанников, позволяющие выявить механизмы возможно более точного профессионального самоопределения выпускников системы среднего образования. Не вызывает сомнения, что задачи подготовки офицеров высокой квалификации были бы значительно облегчены, если бы в военные вузы поступали абитуриенты, имеющие уже выраженные склонности к этому виду деятельности, а полученная подготовка в школе позволяла им успешно осваивать программу подготовки военно-учебных заведений и плодотворно служить все последующие годы. Учитывая специфику современных условий функционирования Вооруженных Сил, разнообразие военных профессий, трудно предположить, что среди абитуриентов военных вузов будут только те, кто имеет призвание к избранной профессии и устойчивую профессиональную направленность на будущую военную службу. Как показывает проведенный анализ, имеют место тенденции, когда через несколько месяцев после поступления, курсанты разочаровываются в избранной профессии и подают рапорта об отчислении из военно-учебного заведения (до 17% ежегодного набора). Проявляется устойчивая тенденция, когда рапорта об увольнении из Вооруженных Сил подают молодые офицеры сразу же после окончания военных вузов (до 12% ежегодного выпуска). Поэтому важным условием преодоления сложившейся ситуации является формирование военно-профессиональной направленности у потенциальных абитуриентов военно-учебных заведений, выпускников суворовских военных училищ, уже имеющих опыт трехлетнего начального военно-профессионального образования. Практика показывает, что в настоящее время в суворовских военных училищах начинается качественно новый этап формирования устойчивой военно-профессиональной направленности у воспитанников. Этот процесс включает в себя: военно-профессиональную подготовку; закрепление профессионального выбора, выработку положительной и убедительной мотивации к избранной военной профессии. Процесс формирования военно-профессиональной направленности личности характеризуется сложностью и противоречивостью. В его основе лежат противоречия общественного развития, индивидуальное и конкретно-историческое соотношение в развитии человека и общества; взаимосвязь и автономия индивидуального, группового и общественного сознания; специфичность проявлений психолого-педагогических условий развития личности, характер ее образования, воспитания и формирования жизненной позиции. В современных условиях эффективное формирование военно-профессиональной направленности у воспитанников суворовских военных училищ достигается не только за счёт совершенствования учебно-воспитательного процесса, но и за счёт активизации их личных качеств. Проблема создания условий для формирования направленности личности в процессе ее профессионального самоопределения нашла отражение в истории педагогики, психологии, философии и социологии. Попытки определить наиболее рациональные пути распределения людей по различным сферам деятельности обнаруживаются еще у древних мыслителей (Платон, Аристотель). Жизненную важность целесообразного профессионального определения людей подчеркивали в разное время Т.Мор, Т.Кампанелла, Р.Оуэн, Т.Гоббс, М.Монтень, Г.Гегель, К.Маркс. Исследованием различных социально-психологических проблем профессионального самоопределения личности и формирования профессиональной направленности занимались ученые Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Н.К. Гончаров, Б.П. Есипов, А.Г. Ковалев, Н.В. Кузьмина, B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский и др. Важное теоретическое и практическое значение имеют работы отечественных военных педагогов и психологов А.В. Барабанщикова, В.П. Давыдова, М.И. Дьяченко, Л.Ф. Железняка, JI.A. Кандыбовича, Н.Ф. Феденко, В.Ф. Ковалевского, Б.Ф. Ломова, В.П. Петрова, К.К. Платонова, Б.М. Теплова и др. В трудах этих авторов раскрыта сущность, диалектика и логика осуществления педагогического процесса формирования военно-профессиональной направленности, разработаны теоретические основы и психолого-педагогические механизмы данного процесса. Проблема направленности личности в профессиональной деятельности отечественными педагогами и психологами исследуется с различных сторон: Е.А.Климов дал психологическую характеристику профессиональной деятельности, раскрыл теоретические основы профконсультации; И.В.Кузнецова описала процедуру принятия решения при выборе профессии; А.И.Сухарева обосновала психологические механизмы развития профессионального самоопределения; А.И.Ростунов исследовал условия выбора профессии; Л.Ф.Железняк выявил сущность, структуру, особенности содержания военно-профессионалыюй направленности личности, методику ее изучения и формирования в условиях военного вуза. Однако, несмотря на существенные достижения в определении путей совершенствования педагогического процесса по формированию военно-профессиональной направленности допризывной молодежи, курсантов военных вузов, становятся очевидными и имеющиеся недостатки в практической реализации полученных знаний в специфических условиях суворовских военных училищ. Актуальность проблемы, ее практическая и теоретическая значимость, а также недостаточная научная и прикладная разработанность в военной педагогике обусловили выбор темы диссертации. Объектом исследования избрана военно-профессиональная направленность личности, а предметом - педагогическая сущность, содержание и условия повышения эффективности процесса формирования военно-профессиональной направленности у воспитанников суворовских военных училищ. Цель исследования заключается в том, чтобы на основе теоретического анализа уточнить сущность, содержание и структуру процесса формирования военно-профессиональной направленности у воспитанников суворовских военных училищ, а в ходе опытно-экспериментальной работы выявить и обосновать педагогические условия повышения эффективности ее формирования. Для реализации поставленной цели в диссертации решались следующие основные задачи: 1. Уточнить и обосновать теоретические педагогические положения процесса формирования военно-профессиональной направленности у воспитанников суворовских военных училищ. 2. Разработать Целевую педагогическую программу повышения эффективности формирования военно-профессиональной направленности у воспитанников суворовских военных училищ и реализовать ее в ходе опытно-экспериментальной работы; определить критерии и показатели оценки эффективности данного педагогического процесса; 3. Выявить и обосновать основные педагогические условия эффективного формирования устойчивой военно-профессиональной направленности у воспитанников суворовских военных училищ; выработать практические рекомендации командованию, офицерам-воспитателям и преподавателям суворовских военных училищ по повышению эффективности данного педагогического процесса. Гипотеза исследования состоит в том, что в ходе проводимого исследования автором выдвинуто положение о том, что на современном этапе сложилось противоречие между требованиями, предъявляемыми к военно-профессиональной направленности воспитанников суворовских военных училищ, и реальным состоянием процесса ее формирования в них. Предполагается, что разрешить выявленное противоречие возможно на основе: усиления мотивации у суворовцев к военно-профессиональной деятельности; реализации военно-профессионального потенциала учебных дисциплин в процессе их изучения суворовцами; совершенствования военно-профессионального саморазвития суворовцев. Методологические и теоретические основы исследования составили положения личностно-социально-деятельностного подхода к развитию личности, идеи системного анализа психолого-педагогических явлений и процессов; на частнонаучном уровне использованы фундаментальные положения теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, В.П. Давыдов, Н.Ф. Талызина и др.); положения об общих основах развития педагогического процесса (А.В.Барабанщиков, П.Н. Городов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, B.C. Мерлин. А.В.Петровский, Г.И.Щукина и др.); идеи современной дидактики о непрерывном процессе развивающего обучения и воспитания (Ю.К. Бабанский, В.Н. Герасимов, Н.В. Кузмина, Ю.И.Тарский и др.), положения и выводы по проблемам оптимальности и преемственности в профессиональной подготовке кадров (Ю.К. Бабанский, Л.Г. Лаптев, В.П. Жуковский и др.), теории и практики формирования военно-профессиональной направленности (Л.Ф.Железняк, Л.А. Кандыбович, В.П. Жуковский, М.И. Феденко и др.), мотивации военно-профессионального самовоспитания и самосовершепствования в воинском труде (В.В. Богуславский, Г.А. Волковицкий, JI.H. Уваров, А.А. Кобенко и др.), организации военно-ориентационной работы с учащейся молодежью (В.П.Петров, А.Т. Ростунов, П.А. Кандыбович и др.), а также теоретические положения философии, социальной психологии, социологии управления, военной психологии и педагогики, военной профессиологии. В диссертации используются результаты научных исследований многих отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, психологии, философии, социологии, изучавших данную проблему. Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа: Первый (подготовительный) этап (2003-2004гг.) - этап теоретического анализа проблем формирования военно-профессиональной направленности у воспитанников суворовских военных училищ. На данном этапе исследовалось современное состояние разработки психолого-педагогических проблем формирования и развития устойчивой военно-профессиональной направленности личности, степень научного обобщения существующей практики становления военно-профессиональной направленности будущих офицеров. На втором (основном) этапе (2004-2005гг.) исследования изучался научно-практический опыт формирования, становления и развития военно-профессиональной направленности кандидатов для поступления, абитуриентов, воспитанников суворовских военных училищ. Изучение осуществлялось с применением комплексной методики, включающей в себя анкетирование, не включенное наблюдение, проведение групповых и индивидуальных бесед, интервьюирование респондентов, контент-анализ документов, аттестационных материалов, экспертный опрос офицеров-воспитателей, преподавателей и суворовцев. Было осуществлено экспериментальное исследование основных психолого-педагогических условий повышения уровня устойчивой военно-профессиональной направленности воспитанников суворовских военных училищ. Проводимая работа была нацелена на проверку и уточнение выдвинутой гипотезы исследования. На данном этапе широко использовались такие методы исследований, как констатирующий эксперимент, беседы, анкетирование, интервыоирование, экспертное оценивание, психологическое тестирование, корреляционный анализ результатов деятельности и сравнительный анализ, метод математической статистики. Третий (заключительный) этап (2005-2007гг.) включал обобщение и систематизацию полученных в ходе исследования данных, формулировку теоретических выводов и выработку практических рекомендаций по созданию оптимальных педагогических условий формирования военно-профессиональной направленности у суворовцев. Задачи заключительного этапа исследования решались методами теоретического анализа и математической обработки данных. Эмпирическую базу исследования составили данные государственных органов статистики, ведомственных изданий Министерства обороны РФ, центра военно-социологических, психологических и правовых исследований, результаты конкретных военно-педагогических и психологических исследований отечественных ученых. Для получения эмпирической информации использовались данные специального исследования, проведённого автором в Московском и Тверском суворовских военных училищах, Военном университете и других военных вузах, частях и подразделениях Вооруженных Сил. Научная новизна исследования заключается в следующем: - осуществлен историко-педагогический анализ проблемы формирования военно-профессиональной направленности у воспитанников суворовских военных училищ; уточнена педагогическая сущность, содержание, структура и особенности процесса формирования военно-профессиональной направленности у воспитанников в современных условиях; выявлены внешние и внутренние психолого-педагогические механизмы ее формирования у воспитанников суворовских военных училищ, динамика ее становления и развития у суворовцев на различных курсах обучения; - разработана Целевая педагогическая программа повышения эффективности процесса формирования военно-профессиональной направленности у воспитанников суворовских военных училищ; обоснованы критерии и показатели оценки уровня сформированное™ у них военно-профессиональной направленности; - выявлены и обоснованы в ходе опытно-экспериментального исследования основные педагогические условия повышения эффективности формирования военно-профессиональной направленности у воспитанников суворовских военных училищ в современных условиях. Положения, выносимые на защиту. 1. Выявленные в ходе историко-педагогического анализа прогрессивные тенденции развития процесса формирования военно-профессиональной направленности воспитанников суворовских военных училищ и кадетских корпусов: преимущественное развитие в военном обучении и воспитании рационализма и его практическая реализация в процессе формирования военно-профессиональной направленности; усиление военно-прикладной направленности обучения и воспитания военных специалистов в подготовительных военно-учебных заведениях; активное использования национальных особенностей и исторических традиций в процессе формирования военно-профессиональной направленности у суворовцев и др. Негативными тенденциями исследуемого процесса являлись следующие: недостаточное влияние на формирование военно-профессиональной направленности воспитанников личного примера преподавателей и офицеров-воспитателей; переход от рационализма, практической направленности, прикладного характера содержания военного обучения к усилению общетеоретической военно-профессиональной подготовки офицерских кадров; низкий уровень военно-профессиональной направленности воспитанников не являлся основанием для их отчисления из суворовских военных училищ и кадетских корпусов и др. 2. Сущность процесса формирования военно-профессиональной направленности у воспитанников суворовских военных училищ - как детерминированное процессом педагогического воздействия и взаимодействия, устойчивое состояние личности, основанное на государственно-патриотическом мировоззрении, внутренне согласованной, устойчивой системе осознанных потребностей, побуждений, целей, обусловленных её предрасположенностью и подготовленностью к овладению военной профессией, совершенствованию в ней, и осознанному осуществлению требований военной службы, как приоритетного вида жизнедеятельности, основанного на выполнении профессионально-значимых задач; уточненная структура процесса формирования военно-профессиональной направленности у воспитанников суворовских военных училищ, включающая социально-психологическую, военно-служебную и физическую направленность. 3. Разработанная Целевая педагогическая программа повышения эффективности процесса формирования военно-профессиональной направленности у суворовцев на разных курсах обучения, включающая: алгоритм эффективного формирования и становления военно-профессиональной направленности у воспитанников, определяющий порядок интеграции потенциала учебно-воспитательного процесса, индивидуальной активности обучаемых и возможностей воспитательной работы в интересах формирования военно-профессиональной направленности личности; технологию, представленную как взаимосвязанную систему методов, приемов и средств психолого-педагогического воздействия всех субъектов учебно-воспитательного процесса по формированию военно-профессиональной направленности у воспитанников; критерии и показатели оценки ее сформированности у суворовцев; систему оценивания уровня военно-профессиональной направленности воспитанников, обеспечивающую четкую ориентацию в подготовке военного профессионала и диагностику успешности учебно-воспитательного процесса в суворовских военных училищах. 4. Выявленные и проверенные экспериментальным путем педагогические условия повышения эффективности формирования военно-профессиональной направленности у воспитанников суворовских военных училищ в современных условиях: усиление мотивации у суворовцев к военно-профессиональной деятельности; реализация военно-профессионального потенциала учебных дисциплин в процессе их изучения суворовцами; совершенствование военно-профессионального саморазвития суворовцев. Теоретическая значимость исследования. Теоретическая база и эмпирические материалы диссертационного исследования могут быть использованы органами военного управления, руководящим и преподавательским составом в учебно-воспитательном процессе суворовских военных училищ в целях повышения эффективности формирования военно-профессиональной направленности у воспитанников. Результаты исследования можно применять в системе подготовки и повышения квалификации военных педагогов различных уровней. Выявленные психолого-педагогические компоненты военно-профессиональной направленности у суворовцев в современных условиях позволяют уточнить содержание квалификационных характеристик и профессио-грамм различных военно-учетных специальностей, особенности их довузовской военно-профессиональной подготовки. Практическая значимость исследования состоит в том, что использование разработанной в рамках исследования комплексной целевой программы формирования военно-профессиональной направленности личности воспитанников позволит должностным лицам суворовских военных училищ более эффективно осуществлять планирование и организацию учебно-воспитательного процесса на разных курсах обучения воспитанников. Предложенный в диссертации теоретико-методологический и методический подход используются для нейтрализации негативных социально-экономических факторов воздействия на уровень военно-профессиональной направленности у воспитанников суворовских военных училищ, а также для дальнейшей научной разработки данной проблемы. В целом результаты исследования открывают возможности для проведения дальнейших теоретических, экспериментальных исследований фундаментального и прикладного характера. Полученные данные раскрывают объективную картину реального состояния готовности воспитанников суворовских военных училищ к военно-учебной и служебной деятельности как результата формирования военнопрофессиональной направленности и позволяют спланировать и осуществить комплекс психолого-педагогических мероприятий по исправлению сложившихся негативных тенденций. Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивается теоретико-методологическим и методическим обоснованием концептуальной модели исследования; репрезентативностью выборочной совокупности; комплексным использованием методических средств, корректным применением математико-статистических методов обработки данных и их соотнесением с объективными результатами деятельности респондентов на основе экспертных оценок, а также сопоставлением полученных данных с результатами других исследований в процессе их интерпретации. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на базе Московского и Тверского суворовских военных училищ и Военного университета в ходе проведения формирующего эксперимента. Основные положения диссертации, результаты исследования на отдельных его этапах докладывались и обсуждались на заседаниях педагогических советов суворовских военных училищ, кафедры педагогики и предметно-методической комиссии по военной педагогике Военного университета, научно-практической конференции военно-научного общества в Военном университете на тему: «Педагогические условия формирования военно-профессиональной направленности воспитанников суворовских военных училищ на первых курсах высших военно-учебных заведений» (апрель 2005г.). Материалы исследования используются в образовательном процессе в ходе групповых занятий при проведении командирской подготовки с руководящим составом факультетов Военного университета, а также с руководящим и преподавательским составом суворовских военных училищ. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Выводы, сформулированные на основе результатов исследования, обусловили и соответствующие практические рекомендации. Результаты проведенного исследования позволили сформировать автору следующие практические рекомендации по повышению эффективности процесса формирования военно-профессиональной направленности у воспитанников современных суворовских военных училищ. 1. Управлению военного образования Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации рекомендуется: - использовать апробированную в исследовании Целевую программу в целях успешного решения задач повышения военно-профессиональной направленности обучения в суворовских военных училищах и кадетских корпусах (см. приложение 1); - организовать инструкторско-методические сборы с руководящим составом суворовских военных училищ в целях внедрения в их учебно-воспитательный процесс выявленных и обоснованных в исследовании педагогических условий повышения эффективности формирования военно-профессиональной направленности суворовцев; - разработать методические рекомендации офицерам-воспитателям суворовских военных училищ и кадетских корпусов по практической реализации в ходе оценки эффективности формирования военно-профессиональной направленности суворовцев, апробированные в диссертационном исследовании критерии и показатели. 2. Командованию суворовских военных училищ и кадетских корпусов Министерства обороны Российской Федерации представляется необходимым рекомендовать: - включить в программу психолого-педагогической подготовки офицеров и преподавателей проведение ряда инструкторско-методических занятий по овладению программой изучения индивидуально-психологических особенностей личности воспитанников суворовских военных училищ в целях повышения эффективности процесса формирования их военно-профессиональной направленности (см. приложение 2); - педагогическим советам суворовских военных училищ и кадетских корпусов рекомендовать для обсуждения главную методическую тему: «Повышение военно-профессиональной направленности обучения воспитанников - важнейшая задача коллектива педагогов и офицеров-воспитателей»; - в планах учебно-воспитательной работы и предметно-методических комиссий ежемесячно планировать совместные мероприятия с высшими военно-учебными заведениями и воинскими частями по повышению эффективности военно-профессиональной направленности учебных занятий с суворовцами; - систематически анализировать зависимость результатов учебной и служебной деятельности выпускников суворовских военных училищ в высших военно-учебных заведениях от сформированности их военно-профессиональной направленности, и на основе данного анализа вносить изменения в организацию и планирование учебно-воспитательной работы с суворовцами; - в группах профессионально-психологического отбора суворовских военных училищ и кадетских корпусов совместно с методистом учебного отдела обобщать передовой педагогический опыт по формированию военно-профессиональной направленности у суворовцев, иметь комплект учебно-методических материалов и видеоматериалов, развивающих военно-профессиональную ориентацию воспитанников. 3. Преподавательскому составу суворовских военных училищ и кадетских корпусов целесообразно: - внести в планы-конспекты проведения занятий вопросы, обеспечивающие развитие военно-профессионалыюй направленности воспитанников; в планы личной подготовки- раздел: «Повышение роли учебных занятий в формировании военно-профессиональной направленности суворовцев»; - шире практиковать взаимопосещение занятий, изучение передового опыта военно-профессиональной направленности обучения и воспитания суворовцев, на учебных занятиях показывать значение изучаемого предмета для военного дела, воспитывать у обучаемых интерес к военной службе. - в предметно-методических комиссиях ежемесячно и на полугодие планировать мероприятия по формированию военно-профессиональной направленности суворовцев в рамках внеклассной работы. 4. Воспитанникам суворовских военных училищ рекомендовать: - использовать в процессе формирования военно-профессиональной направленности самодиагностику, самоубеждение, самоанализ, самоотчет, самообязательства и другие методы самовоспитания и самообучения; - в целях саморазвития военно-профессиональной направленности в ходе учебных занятий и внеклассной работы овладевать элементами военной профессии, стремиться к осознанному осуществлению требований военной службы как приоритетного вида жизнедеятельности, основанного на выполнении профессионально-значимых задач; - стремиться к объективности самооценки уровня сформированности военно-профессиональных знаний, навыков и умений, военно-профессиональных качеств и как следствие военно-профессиональной направленности. Основные научные результаты диссертации опубликованы в следующих изданиях: а) Статьи в ведущих научных журналах, включенных в перечень ВАК: Мельник А.И. Историко-педагогичеекий анализ формирования военно-профессиональной направленности у воспитанников кадетских корпусов // Вестник университета (ГУУ). - 2007. - №5 (31). - С. 81-86. б) статьи в научных изданиях, тезисы и доклады на международных и межвузовских научных конференциях: Мельник А.И. Историко-педагогический анализ формирования военно-профессиональной направленности у воспитанников суворовских военных училищ // Соискатель. - 2007. - №4. - С. 56-59. Мельник А.И. Московское суворовское // Боевое братство. - 2001. - №3. -С. 36-37. Мельник А.И. Школа будущих полководцев // Столичное образование. -2001.-№14(38).-С.3-7. в) Учебники и учебные, учебно-методические пособия: Кузьмович В.И., Мельник А.И., Некляев О.А., Чертополох А.А. и др. Технология укрепления воинской дисциплины. Учебник. - М.: ВУ,2004. - 320с. (личный вклад 2 пл.). Гнездилов Г.В., Мельник А.И., Чертополох А.А. и др. Теория и практика морально-психологического обеспечения войск (сил). Учебник. - М.: ВУ,2006. - 320с. (личный вклад 3 пл.). Мельник А.И. Социально-психологическая помощь семьям военнослужащих. Учебное пособие. - Серпухов: СВИ РВСН, 1996. - 40 с. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведенное исследование формирования военно-профессиональной направленности у суворовцев показало актуальность проблемы, ее сложность и многоплановость, позволило сделать вывод о состоятельности выдвинутой гипотезы, а также сформулировать основные теоретические выводы. 1. Историко-педагогический анализ формирования военно-профессиональной направленности воспитанников кадетских корпусов и суворовских военных училищ позволил выявить основные положительные тенденции данного процесса: преимущественное развитие в военном обучении и воспитании рационализма и его практическая реализация в процессе формирования военно-профессиональной направленности; усиление военно-прикладной направленности обучения и воспитания военных специалистов в начальных военно-учебных заведениях; переход от рационализма, практической направленности, прикладного характера содержания военного обучения к усилению общетеоретической военно-профессиональной подготовки офицерских кадров; активное использования национальных особенностей и исторических традиций в процессе формирования военно-профессиональной направленности суворовцев (кадет) и др. К негативным тенденциям можно отнести следующие: слабое влияние на формирование военно-профессиональной направленности воспитанников личного примера преподавателей и офицеров-воспитателей; низкий уровень военно-профессиональной направленности воспитанников не являлся основанием для отчисления из суворовских военных училищ и кадетских корпусов и др. В кадетских корпусах и суворовских военных училищах создан достаточно стройный процесс формирования военно-профессиональной направленности воспитанников, реализуемый на практике посредством разнообразных воспитательных средств. Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что педагогическая сущность процесса формирования военно-профессиональной направленности в суворовских военных училищ- это целенаправленный и организованный педагогический процесс по овладению суворовцами системой профессиональных знаний, развитию у них личностных и профессионально-важных качеств, необходимых для успешного решения военно-профессиональных задач, основанный на государственно-патриотическом мировоззрении, внутренне согласованной, устойчивой системе осознанных потребностей, побуждений, целей, перспектив и активных отношений воспитанников к овладению военной профессией офицера и совершенствованию в ней. Структура процесса формирования военно-профессиональной направленности личности суворовца, включает в себя совокупность субъектов и объектов, целей и задач, содержания, методов и форм его реализации, результатов, а также путей повышения эффективности рассматриваемого процесса. В современной практике формирования военно-профессиональной направленности у воспитанников суворовских военных училищ наметились тенденции к переосмыслению его содержания, организации и методики, ведется активная работа по повышению его эффективности. Однако практика формирования военно-профессиональной направленности суворовцев не в полной мере удовлетворяет потребностям Вооруженных Сил Российской Федерации. 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию проблем формирования военно-профессиональной направленности воспитанников суворовских военных училищ показала, что подготовка специалиста, обладающего качествами, соответствующими духу и требованиям времени, предполагает применение комплекса мероприятий педагогического воздействия и взаимодействия, обоснованных критериев и соответствующих показателей для определения уровней сформированное™ военно-профессиональной направленности. Разработанные и апробированные в холе эксперимента критерии оказались достаточно надежными и удобными в применении. С помощью критериев и показателей удалось, на наш взгляд, достаточно объективно определить уровни сформированное™ военно-профессиональной направленности воспитанников на соответствующих этапах обучения, что, в свою очередь, позволило вносить необходимые коррективы в педагогический процесс. Итоги опытно-экспериментальной работы позволили установить зависимости, непосредственно влияющие на процесс формирования военно-профессиональной направленности будущих офицеров. К ним, в первую очередь, мы относим: наличие у воспитанников в достаточной степени сформированных потребностей, мотивов, интересов, целевых установок и идеалов относительно своей будущей профессии; владение воспитанниками общими и специальными знаниями, умениями, навыками, а также способностью их творческого применения; воспитание у воспитанников устойчивой, в достаточной степени осознанной системы представлений о самом себе, о своих способностях, стремления к реализации своих возможностей. Результаты формирующего эксперимента подтвердили правильность гипотезы исследования и позволили определить основные педагогические пути и условия повышения эффективности формирования военно-профессиональной направленности у воспитанников суворовских военных училищ. 3. Полученные результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют, что повышение мотивации суворовцев к формированию военно-профессиональной направленности целесообразно осуществлять при следующих условиях: показ важности военно-профессиональной подготовки суворовцев при овладении содержанием профессиональной деятельности; активизация познавательной деятельности суворовцев в ходе военно-профессиональной подготовки; формирование у суворовцев интереса к избранной специальности на основе убежденности в социальной значимости избранной специальности. Эффективность реализации военно-профессионального потенциала учебных дисциплин, преподаваемых в суворовских военных училищах, предполагает согласованность, преемственность и комплексность учебных и воспитательных мероприятий и самостоятельной работы, осуществляемых согласно четкого планирования и строгой организации деятельности всего преподавательского и руководящего состава по формированию военно-профессиональной направленности суворовцев, в неразрывном единстве с обучением, организацией быта и досуга учащихся. Важнейшим условием формирования военно-профессиональной направленности суворовцев, позволяющим им достичь высокого уровня внутреннего согласования, устойчивой системы осознанных потребностей, побуждений, целей, перспектив, стремлений и активных отношений в целях владению военной профессией является военно-профессиональное саморазвитие. Военно-профессиональное саморазвитие осуществляется на основе организации и руководства самостоятельной работой суворовцев, индивидуализации их обучения.